123610, Москва, Краснопресненская наб. д.12, подъезд 9, 28 этаж
Youtube
31.08.2020
Возмещением ущерба не отделаться


Предложения ввести в УК новый состав «Налоговое мошенничество» лежат в русле государственной политики
Предложение СК и Генеральной Прокуратуры ввести новый состав пресловутой ст. 159 УК РФ "Мошенничество в налоговой сфере" вызвало изрядный ажиотаж. Между тем правоохранительные органы давно практикуют привлечение к уголовной ответственности лиц, которые посягают на незаконное возмещение НДС из бюджета.
При этом они (следственные органы МВД или СК, в зависимости от того, кто выявил преступление, тот его и расследует) возбуждают и проводят предварительное следствие по ст.159 УК РФ. Суды также научились работать с указанной правовой НДСной материей.
При введении новой налоговой нормы, подследственность видимо будет оставлена за следствием СК. Что касается вероятности послабления наказания (санкции), то оно представляется весьма условным, хотя, видимо и будет иметь максимально определенный порог наказания, например - лишение свободы до 6 лет. Наказание по 159-й статье ограничивается максимальным десятилетним сроком. На практике же по подобной категории НДСных дел максимальное наказание как правило не превышает 4-6 летний порог.
Необходимо учитывать и наметившуюся с конца 2017-го г. тенденцию по 198/199-м статьям судами отпускать обвинительные приговоры с реальным лишением свободы, чего не наблюдалось со времен налоговой полиции, а она была упразднена в 2003 году.
Таким образом, для несведущей общественности декларируются послабления обвинительного уклона для предпринимателей, а на деле же, вновь формируется "тюремная мышечная  память" для нерадивых налоговых уклонистов.

Например, не так давно в 159-ю статью были введены пункты (5, 6 и 7) связанные с мошенничеством в сфере предпринимательской деятельности. Они имеют больший порог причиненного ущерба нежели основные четыре пункта той же статьи. На практике же следственные органы зачастую вменяют обычную четвертую часть159-й при ущербе свыше 1 млн. руб. максимальное наказание по которой определенно максимальной планкой в 10 лет, тогда как чтобы "рассчитывать" на десятилетний максимум в предпринимательском мошенничестве, ущерб должен превысить 12 млн.р.
"Объясняют" квалификацию обычной тяжкой 159-й правоохранители тем, что обвиняемый для создания видимости предпринимательской деятельности использовал для обмана или введения в заблуждения потерпевшего такое-то юридическое лицо и иные сопутствующие атрибуты (договоры, счета, товарные накладные и т.д.).
Существенным же отличием 159-й статьи от новой (НДСной) 199-й, если таковое будет, может стать возможность прекращения уголовного дела в случае полного погашения налоговой недоимки (по сути причиненного ущерба) при незаконном возмещении НДС. Тогда как 159-я статья такой возможности не предусматривает и любое возмещение ущерба может толковаться лишь как смягчающее вину обстоятельство, а не фактор, обязывающий прекратить уголовное преследование.
Справедливости ради стоит отметить, что прекращение уголовного преследования производится при погашении ущерба бюджетной системе РФ в полном объеме, то есть при уплате недоимки, пеней и штрафов. При этом, если природа недоимки при недолжной/неполной уплате НДС, НДФЛ или налога на прибыль понятна и в случае выявления таковой ясна механика начисления пеней и штрафов, то как быть в этой части с незаконным возмещением НДС, откуда им взяться и как их считать и считать ли? Как вариант, в качестве наказания за данное деяние, законодатель может рассмотреть идею с кратностью даже частичной от суммы ущерба, тем более, что она (кратность) уже почти десять лет применяется в коррупционных составах. Иначе возникает соблазн поискушать судьбу в попытке похитрить с возмещением налога, а в случае поимки, просто вернуть его и претендовать на "прощение вины".
В общем, как говорится, есть поле для дискуссии.
Подводя итог, можно справедливо констатировать, что в нынешних условиях цели у государства в части налоговой политики остаются прежними - налоги необходимо платить, а понудить к этому, по его мнению, возможно лишь отпуском приговоров с реальным (не условным) лишением свободы в случае непогашения ущерба перед бюджетной системой.
И как бы не лилось елеем с парламентских трибун в адрес налогоплательщиков о налоговых послаблениях, относиться к налоговой дисциплине необходимо ответственно. И адекватно реагировать на посылы государства, а не тешить себя иллюзиями о вседозволенности, в данном случае, применительно к налоговой ответственности...
Председатель Центра правовой поддержки бизнеса МРО «Деловая Россия», адвокат Алексей Мишин
Эксперт ЦППБ МРО «Деловая Россия», адвокат Дмитрий Селезнёв
Поделиться статьей:
Поделиться в VK Поделиться в FB Поделиться в Tw

Вернуться к списку

B2B раздел